Роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями
Международный Совет медицинских сестёр определил четыре составляющие профессиональной роли медицинской сестры:
· укрепление здоровья
· профилактика заболеваний
· реабилитация
· облегчение страданий пациентов.
Медицинские работники исполняют эти роли на разных уровнях профилактики, которые представлены как неразрывность различных процессов. На первичном уровне профилактики медсёстры содействуют социальной адаптации пациентов, поощряя их к ведению здорового образа жизни и активно привлекая общественность. На вторичном уровне медсёстры-менеджеры планируют и осуществляют программы обучения пациентов, адаптации инвалидов, проводят мероприятия по укреплению здоровья и профилактике болезней. На третичном уровне по мере прогрессирования болезни акцент медико-социальной помощи делают на реабилитации и санитарно-просветительской работе с родственниками и пациентом. Медицинская сестра отвечает за координирование плана ухода.
В настоящее время становится очевидным, что достижения современной медицины не могут быть реализованы на практике в случаях отсутствия партнёрских отношений и истинного сотрудничества между врачом и пациентом. В конечном счёте только сам больной выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приёму лекарств, изменить ли своё питание в сторону оздоровления, повысить ли физическую активность, отказаться ли от вредных для здоровья привычек и прочее. В этом обоюдном процессе роль медицинской сестры с высшим сестринским образованием неразделима. Только партнёрский союз медсестры-менеджера и пациента даёт позитивный результат и обеспечивает приверженность пациентов к лечению, что приводит к улучшению прогноза заболевания и продлению трудоспособной жизни пациентов. Одним из путей формирования партнёрства "медсестра - пациент" является обучение.
При формировании обучающих технологий важно понимать, зачем и чему нужно обучать пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями, так как информированное согласие и участие пациента и в лечебном, и в профилактическом процессе является основой успешного контроля здоровья и болезни. Необходимо понимать, что врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, должны быть не только хорошо информированными о содержании совета, но и должны владеть формой подачи информации, чётко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения. Необходимо понимать, что пациенты - это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни, и любое вмешательство в этот образ жизни вызывает естественную в такой ситуации реакцию неприятия, по крайней мере, на первых порах. Поэтому неправильно данный совет или недостаточно обоснованная необходимость перемен, скорее всего, не будут восприняты или выполнены. Именно по этой причине пациенты при анонимном опросе о причинах невыполнения ими рекомендаций медицинской сестры (пример - отказ от вредных привычек) отвечают, что советы сестры неубедительны.
Одной из перспективных форм профилактического консультирования является "Школа здоровья для пациентов". Цель работы школы - дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача. В каждом конкретном случае определяются индивидуальные психологические, поведенческие особенности пациента, его готовность выполнить совет врача или медицинской сестры.