Роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями
Замечаний и нареканий со стороны пациентов фактически не возникало. В течение 14 дней после анкетирования медицинскими сёстрами нашего отделения и мной в частности была проведена большая работа с проходящими курс реабилитации после перенесённых ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда больными. Она включала в себя следующие мероприятия: Медицинский центр "Семья" в Ростове-на-Дону – это многопрофильная клиника для взрослых и детей
1) регулярно проводились беседы с пациентами об имеющихся у них заболеваниях
2) ознакомление пациентов с факторами риска ишемической болезни сердца
3) разговор о вреде курения
4) оформление стенда "Сердечнососудистые заболевания. Что мы знаем о них ?"
5) больным даны рекомендации по правильному питанию (согласовано с лечащим врачом)
6) ежедневный контроль у исследуемых больных артериального давления (утром и вечером)
7) 15 человек обучены методике измерения артериального давления
8) 15 человек обучены методике измерения пульса
9) проведены консультации пациентов по приёму лекарств, применению лекарственных средств.
Обучение - это сложный двусторонний процесс взаимодействия обучаемого с обучающим, от которого зависит достижение согласия между больным и медицинским работником. Я изучила мнение 30 пациентов относительно качеств, которыми должен обладать специалист сестринского дела. Результаты исследования отражены в Таблице 6:
Таблица 6. Важнейшие личные качества медицинского работника сегодня
Личные качества |
Количество человек |
% |
Профессионализм |
26 человек |
88,00% |
Сострадание |
6 человек |
20,00% |
Доброжелательность |
8 человек |
26,00% |
Милосердие |
11 человек |
35,00% |
В результате проведённой медицинскими сёстрами терапевтического отделения санатория "Тройка" работы с пациентами с сердечно-сосудистой патологией на третьей неделе пребывания у 18 наблюдаемых нормализовалось артериальное давление, уменьшилась (в отдельных случаях - исчезла) одышка. У 85% наблюдаемых улучшилось общее самочувствие, исчезли явления головокружения, головные боли, уменьшилось число обращений пациентов к врачу. После проведённого курса санаторно-курортного лечения я опросила тех же 30 человек на предмет оценки стиля общения сестринского персонала с пациентами нашего санатория. Все ответы я объединила и продемонстрировала в Таблице 7:
Таблица 7. Ответы на вопросы "Анкеты для пациента после проведённого лечения".
Вопросы/ Ответы |
"Полностью" |
"Частично" |
"Нет" |
Был ли обеспечен необходимый сестринский уход |
21 человек из 30 (63%) |
8 человек из 30 (26%) |
2 человека из 30 (6%) (без эффекта) |
Была ли оказана консультативная сестринская помощь |
15 человек из 30 (15%) |
11 человек из 30 (30%) |
4 человека из 30 (12%) |
Даны ли рекомендации по дальнейшей реабилитации |
12 человек из 30 (18%) |
14 человек из 30 (45%) |
4 человека из 30 (12%) |
Оценить стиль общения сестринского персонала |
Доброжелательный (28 человек - 94%) |
Другое мнение (1 человек - 3%) |
Безразличный (1 человек - 3%) |