Легкая степень умственной отсталости (дебильность)
Нарушения речи
. Встречаются часто (в 50%) в форме немоты, ограничения речи несколькими словами, косноязычия (вследствие деформации органов речи - расщепление неба), косноязычия при нарушенном слухе или при позднем развитии речи, или связанного с аграмматизмом; гнусавости, заикания или речи, лишенной выразительности.
При легкой умственной отсталости значительно запаздывает развитие речи. Однако степень исправления речи зависит от обучения и воспитания. Двигательный навык речи и слуховое различение звуков возникает позже, чем в норме (в 3-4 года). Недоразвитие речи может быть обусловлено медленно формирующимися и нестойкими дифференцировочными условными связями в слуховом анализаторе. Поэтому ребенок долго не дифференцирует звуки речи говорящих людей и не способен усваивать новые слова и словосочетания. Звуки речи, несмотря на отсутствие глухоты, воспринимаются неразделенно, выделяются и различаются лишь немногие слова.
Нередко нарушается формирование фонематического слуха. Уже выделенные и знакомые слова воспринимаются нечетко. Плохо различаются звуки, особенно согласные. Дети не различают фонем из-за дефектов развития слухового анализатора. В связи с этим при произнесении ими слов происходит замена одних звуков другими. Это также затрудняет написание слов. Из-за плохого различения окончания слов страдает освоение грамматических форм. В процессе обучения дифференцировочные условные связи в слуховом анализаторе образуются. Однако слишком медленное формирование речи сказывается на общем развитии детей. У них также замедлено развитие артикуляции - всего комплекса движений ротовой, горловой и голосовой мускулатуры.
У умственно отсталых первые слова появляются лишь в 2-3 года, короткие и аграмматичные фразы - в 5-6 лет. Их словарный запас очень беден. Они почти не пользуются глаголами, прилагательными, союзами. Даже в освоенном лексиконе значения слов не ясны. Многие слова остаются не понятиями, а словами-кличками. Переход к освоению понятия совершается долго и с большим трудом.
В начальных классах характерна односложность фраз, нарушение согласованности слов в предложениях. Очень затрудняются в выборе слов для выражения оттенков мысли. В школьном возрасте остаются те формы речи, которые они восприняли еще в 3-4 года. Речь (орудие мышления) у здоровых детей формируется в дошкольном возрасте; у умственно отсталых учащихся она начинает осваиваться с приходом в школу. Дети нередко пользуются ситуативной речью, понятной лишь тем, кто знает обстоятельства дела. Слово не используется в полной мере как средство общения. Часто лица заменяются местоимениями, которые не только обедняют речь, но и делают ее непонятной.
Из-за тугоподвижности ЦНС дети, начиная говорить, не успевают придумать завершение фразы и заканчивают словами, не согласованными с началом. Неудовлетворительный фонематический слух, дефекты произношения и трудности расчленения слова на звуки ведут к тому, что почти каждое слово пишется с ошибками. Нарушения зрительно-пространственной ориентировки приводят к потере строки при чтении и письме; буквы изображаются зеркально. При обучении эти трудности постепенно сглаживаются. В случаях остаточных органических поражений ЦНС может возникать непреодолимое препятствие для освоения устной письменной речи.
Расстройства памяти, а именно нарушения непосредственной памяти, заключаются в том, что они усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться знаниями на практике. Замедленность и непрочность процесса запоминания сказывается в том, что программа 4-х классов общеобразовательной школы усваивается ими за 7-8 лет обучения. Для усвоения нового материала, например, таблицы умножения им требуется значительно большее число повторений, чем здоровым.