Формы детского церебрального паралича
При атоническо-астатической
форма ДЦП имеет место поражение мозжечка и его связей с другими структурами мозга, прежде всего с лобными отделами коры больших полушарий. Нарушения общей и артикуляционной моторики определяются низким мышечным тонусом, отсутствием точности и соразмерности движений, нарушением их синхронности и ритма. Дети со значительным опозданием по сравнению с физиологической нормой начинают садиться, стоять, ходить. Интеллект страдает незначительно. В ряде случаев отмечаются умеренные гиперкинезы.
Распределение детей дошкольного возраста с различными формами детского церебрального паралича в зависимости от формы представлено в виде диаграммы:
Рис. 2.
Как указывает М.Н. Никитина [9], в возрастных группах детей дошкольного возраста в возрасте от 4 до 7 лет отмечаются все формы детского церебрального паралича, при этом на первом месте стоит спастическая диплегия. Распространенность отдельных форм детского церебрального паралича в различных возрастных группах детей дошкольного возраста представлена в виде диаграммы:
Рис. 3.
детский церебральный коррекционный реабилитационный
Разнообразие клинических признаков при ДЦП характеризует данное заболевание триадой основных нарушений:
· нарушения двигательной сферы;
· нарушения психики;
· нарушения речевой деятельности.
Как указывает Л.Т. Журба [5], развитие детей с ДЦП протекает не только с задержкой, но и аномально. Дисгармоническое развитие детей дошкольного возраста ДЦП определяется [2]:
1) нарушением двигательно-кинестетического анализатора.
2) нарушением зрения, слуха.
) нарушением речи.
) особенностями жизни и воспитания детей с физическим калечеством.
Таким образом, ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения головного мозга. При этом в первую очередь поражаются двигательные пути головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Поэтому у детей, страдающих ДЦП, встречаются разнообразные нарушения - двигательные, интеллектуальные, речевые, расстройства высших корковых функций. Двигательные и сенсорные нарушения с первых дней жизни ребенка с ДЦП создают неблагоприятные условия развитию познавательной и речевой деятельности, мотивационно-потребностной и личностной сферы.