Неадекватность нормативно-правовой базы потребностям здравоохранения и проблемы совершенствования законодательства
Федеральное законодательство в сфере здравоохранения в настоящее время отличают недостаточная полнота законодательного регулирования системы охраны здоровья людей и оказания медицинской помощи, несоответствие современному состоянию и потребностям развития здравоохранения, длительность принятия необходимых законодательных актов.
Вопросы охраны здоровья населения регулируются более чем 40 федеральными законами, причем основополагающие законодательные акты были приняты еще в 1991-1993 годах.
С 1991 года органы государственной власти Российской Федерации предпринимали неоднократные попытки реформирования здравоохранения. Но активное решение существующих проблем началось с 2000 года, когда появилась ясно выраженная политическая воля к преобразованиям в социальной сфере.
В соответствии с Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию страны от 3 апреля 2001 года и 18 апреля 2002 года необходимо было осуществить завершение перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи, устранение пробелов в законодательном регулировании системы оказания медицинских услуг. Однако это не было реализовано.
Вопросы развития обязательного медицинского страхования были рассмотрены 2 апреля 2003 года президиумом Государственного совета Российской Федерации в г. Тамбове. Принятые решения не выполнены, так как на федеральном уровне не была утверждена необходимая нормативная база, не установлены принципы и порядок проведения реструктуризации здравоохранения, изменения системы финансирования отрасли.
Проекты необходимых федеральных законов «О здравоохранении», «Об обязательном медицинском страховании», «О государственных гарантиях медицинской помощи» до сих пор не приняты.
Отсутствие этих и ряда других законов, недостаточное финансирование здравоохранения, непоследовательность осуществляемых мер привели не только к сдерживанию назревших преобразований, но и к серьезным негативным последствиям в масштабах страны.
Без законодательного укрепления сферы здравоохранения в целом исполнение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части, определяющей деятельность муниципальной системы здравоохранения, может привести к тому, что система здравоохранения потеряет внутренние взаимосвязи, утратит управляемость и свою целостность.
Развитие федерального законодательства в сфере здравоохранения может и должно дать новый толчок к крупным преобразованиям в системе здравоохранения, улучшить финансовое обеспечение отрасли, повысить качество и доступность медицинской помощи, усилить ее профилактическую направленность, повысить ответственность граждан за состояние собственного здоровья.
В отличие от федерального законодательства, отраслевые нормативные акты принимаются более оперативно («Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и План мероприятий по реализации этой Концепции, «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации», «Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации», «Концепция государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации»), но остаются в большей части нереализованными. В немалой степени это связано с недостаточной разработкой федерального законодательства.
К недостаткам отраслевого нормотворчества можно отнести низкие темпы развития системы стандартизации в здравоохранении. По состоянию на сентябрь 2005 года разработано и утверждено 16 Протоколов ведения больных, разработаны и находятся в стадии согласования - 7, еще 76 - на разных стадиях разработки (при минимальной потребности в 800-1000 протоколов), утверждено 90 стандартов амбулаторной, 50 - по высокотехнологичным видам медицинской помощи, более 70 стандартов находятся на этапах согласования и рецензирования.
Несовершенство федеральной нормативно-правовой базы приводит к тому, что каждый субъект Российской Федерации самостоятельно принимает на своей территории нормативные правовые акты в сфере здравоохранения, содержание которых, в ряде случаев, противоречит федеральному законодательству. Этот процесс не имеет общей идеологии и остается разорванным.