Организация государственной статистики в РФ
Структура Росстата России и региональных комитетов по статистике соответствует основным направлениям статистических работ. Росстат России включает управления:
§ статистического планирования и организации статистического наблюдения;
§ национальных счетов;
§ статистики предприятий и структурных обследований;
§ статистики труда;
§ переписи населения и демографической статистики
§ статистики зарубежных стран и международного сотрудничества;
§ статистики уровня жизни и обследований населения;
§ статистики услуг, транспорта и связи;
§ статистики основных фондов и строительства;
§ статистики внутренней и внешней торговли;
§ статистики окружающей среды и сельского хозяйства;
§ статистики цен и финансов;
§ сводной информации.
Подобные подразделения (отделы) выделяются в региональных комитетах по статистике.
Росстат входит в структуру федеральных органов исполнительной власти. Региональные комитеты статистики входят в структуру местных органов власти. Оперативность и качество статистических работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработки и хранения информации. Все областные, краевые и республиканские комитеты по статистике имеют вычислительные центры. Мощный вычислительный центр имеет Росстат России. Все большее значение приобретают локальные вычислительные сети, связывающие банки данных статистических служб, других держателей региональной и федеральной информации. Основные функции всех статистических органов состоят в сборе, обработке, анализе и представлении данных в удобном для пользователя виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и его конторами на местах, Министерством финансов РФ (Минфином) и его местными органами, Министерством экономического развития, торговли и туризма, Министерством по труду и социальной защите населения РФ и т.д.[1]
Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности. Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, НИИ, экономическими службами банков, бирж, фирм.
Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:
§ -подготовка наблюдения;
§ -проведение массового сбора данных;
§ -подготовка данных к автоматизированной обработке;
§ некоторые авторы выделяют еще четвертый этап:
§ - разработка предложений по совершенствованию проведения статистического наблюдения.
Подготовка статистического наблюдения включает работы, важнейшими из которых являются: определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации, определение единицы наблюдения и отчетной единицы, места и времени наблюдения, а также формы способа и вида статистического наблюдения
Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров.
На этапе подготовки данных к автоматизированной обработке полученные данные подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании экспертов взаимосвязей между показателями и качественными признаками [3].