Назначение и производство экспертизы наркотических и психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ
В известной работе А.А.Эйсмана, посвященной «заключению эксперта», автор выделяет указанный вид классификационных задач: «отнесение объектов к определенному классу может являться самостоятельной задачей расследования, с которой приходится сталкиваться в тех случаях, когда отнесение объекта к данному классу, в конечном счете, связано с юридической характеристикой конкретного предмета. Например, отнесение объекта к классу огнестрельного оружия, незаконное изготовление и хранение которого запрещено; отнесение вещества к сильнодействующим ядам и наркотикам; установление того факта, что посеянный злак является опийным маком или индийской коноплей».
К числу экспертиз, назначение которых, независимо от иных обстоятельств расследования, обусловлено решением квалификационных задач, относится экспертиза наркотических средств и психотропных веществ. Выделение ее в самостоятельный вид вызвано не только обычной дифференциацией экспертиз по объектному принципу, но и в связи с юридическим статусом исследуемых объектов, придающим данной экспертизе типично-ситуационный характер.
Несмотря на то, что уголовно-процессуальный закон не включает подобные экспертизы в число "обязательных", на практике, при возбуждении уголовного дела и при его рассмотрении судом, нельзя обойтись без наличия в деле заключения эксперта. Иначе говоря, не столько процессуальный закон, сколько сама уголовно-правовая ситуация расследования требует обязательного назначения таких экспертиз. Ранее, Пленум Верховного Суда СССР неоднократно обращал внимание (8, 9, 10) на необходимость обязательного назначения экспертиз по делам о наркотиках. Повторяется это требование и в последующем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998г. В нем говорится: «Учитывая, что для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное, сильнодействующее или ядовитое), их названий и свойств, происхождения, способа изготовления или переработки, а так же установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические вещества, требуются специальные знания, суды при рассмотрении дел данной категории должны располагать соответствующими экспертными заключениями…».
Хотя внимание здесь акцентируется на процессуальном основании назначения экспертизы, следует иметь в виду характер рассматриваемых дел, а с учетом этого - и то, что определяемые понятия имеют, прежде всего, правовую оценочную основу, установленную нормативными актами, а не только научную, требующую применения специальных экспертных знаний. И именно правовая оценочная основа этих понятий, в качестве правоприменительного условия функционирования закона, является первичной причиной обязательного назначения экспертизы по таким уголовным делам.
Правовая природа понятий "наркотические средства" и "психотропные вещества" определена международными нормами и нормативными актами. В первом случае, - в связи с осуществлением международного контроля оборота наркотиков, а во втором, - с целью формирования и применения национального антинаркотического законодательства. Принцип правового отношения к понятиям «наркотическое средство» и «психотропное вещество» заложен Конвенциями ООН - Единой конвенции о наркотических средствах (1961г.), конвенции о психотропных веществах (1971г.), конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988г.). Перечисленные конвенции содержат систему обязательных и рекомендуемых для стран-участников правил контроля оборота наркотических средств и психотропных веществ и противодействия их нелегальному обороту. Для этого выработан единый порядок определения понятий «наркотическое средство» и «психотропное вещество». Средства и вещества, на которые распространяются эти понятия, перечисляются в списках прилагаемых к соответствующим конвенциям. Аналогичные списки принимают на уровне национального законодательства государства, присоединившиеся к этим конвенциям.