Обоснование создания школы псориаза
Псориаз является распространенным дерматозом и зачастую имеет тяжелое течение. Огромное количество людей страдают этой кожной болезнью, испытывая ограничения в выборе профессии и трудоустройстве, планирования отдыха и, подборе одежды. Наличие косметически значимых высыпаний на открытых участках кожного покрова, дезадаптирует больного псориазом в социальном плане и резко снижает качество жизни. Больные псориазом нуждаются в более пристальном внимании со стороны специалистов, постоянном проведении профилактической работы и психологической реабилитации. Заболевание является хроническим, и пациенты, как правило, регулярно посещают дерматолога, однако не смотря на это, они часто не до конца понимают суть патологического процесса, недооценивают важность соблюдения режима диеты, часто занимаются самолечением или прибегают к нетрадиционным методам лечения, что, в свою очередь, может привести к значительному ухудшению состояния кожи.
Развитие у пациентов приверженности к лечению заболеваний, соблюдение рекомендаций врача для повышения качества жизни, продление жизни, сохранение и восстановление трудоспособности и активного долголетия - основная задача работы специалистов центров (школ) здоровья. Работа в школе здоровья подразумевает достижение различных целей, основными из которых являются ознакомление пациентов с социально значимыми заболеваниями (по схеме: этиология, механизм развития, клинические проявления, диагностика, лечение, реабилитация, профилактика, прогноз), обучение способам первичной и вторичной профилактики, формирование представлений о здоровом образе жизни и ответственное отношение к собственному здоровью.
Школа - это новые информационно-мотивационные технологии, и они должны способствовать повышению приверженности пациентов к лечению, формировать у них мотивацию к сохранению своего здоровья и повысить ответственность пациента за здоровье как своей личной собственности. При достижении этих целей Школы обеспечивают качество профилактической помощи населению, что содействует реализации профилактической направленности деятельности службы здравоохранения и является основополагающим принципом ее реформирования.
Задача школы, состоит в том, чтобы сформировать у пациента потребность соблюдения и выполнения всех рекомендаций. В такой ситуации групповое личностно-ориентированное профилактическое консультирование в Школе здоровья является практически единственным способом достижения поставленной цели.
Основные цели обучения пациентов в Школе:
. Повышение информированности пациента относительно его заболевания и факторов риска его развития и прогрессирования;
. Повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
. Формирование рационального и активного отношения к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
. Обучение навыкам и умению по самоконтролю за состоянием здоровья, анализу причин и факторов, влияющих на индивидуальное здоровье;
. Обучение выбору цели, составлению плана индивидуальных действий по оздоровлению и контролю за их исполнением;
. Обучение практическим навыкам по оказанию самопомощи в случаях обострений и острых эпизодов болезни;
. Формирование навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (рекомендации по правильному питанию, физической активности, отказа от вредных привычек).
Обучение в Школе показано всем пациентам. Занятия строятся с учетом интерактивного принципа, на занятиях используется наглядный материал, пациенты обучаются правильному самостоятельному уходу. Проводится исходное и заключительное анкетирование.