Роль психологического фактора и качество жизни
В 1978 г. Всемирная Организация Здравоохранения разработала определение состояния здоровья как состояния полного физического, психического и социального благополучия. Традиционный принцип оценки результатов лечения по таким показателям, как заболеваемость и смертность, постепенно сменяется новым. В соответствии с этим, наряду с объективными, оцениваются и субъективные показатели. Именно последние отражают восприятие пациентом степени собственного благополучия и качества жизни. Выделение субъективных ощущений пациента в качестве ключевого показателя в определении эффективности проводимого лечения привело к разработке понятия «качества жизни» (КЖ) и вопросников для его оценки. Считают, что КЖ включает три главных фактора: субъективные ощущения благополучия, физического здоровья и достатка [22].
Концептуально качество жизни определяется как:
степень удовлетворенности человека наиболее важными сторонами своей жизни;
показатель достижения человеком поставленных целей;
способность человека быть полезным обществу соответственно своим физическим и психическим возможностям.
Как глобальная концепция, концепция КЖ не учитывает в полной мере состояния здоровья. Поэтому для практических целей было сформулировано понятие - «связанное со здоровьем качество жизни» (СЗКЖ) [1].
Это понятие группирует аспекты жизни в параметры, определяющие состояние здоровья. Такая система удовлетворяет определению ВОЗ. Преимуществом понятия СЗКЖ является ясность и четкость определения, основанного на собственном переживании. СЗКЖ очень важно при оценке влияния хронического заболевания на повседневную жизнь пациента. Результаты физиологических измерений нередко слабо отражают функциональную способность или степень благополучия - те области, которые наиболее важны для пациента.
Шкалы для оценки СЗКЖ чаще всего представляют собой анкеты, состоящие из списка вопросов, относящихся к состоянию здоровья.
При проведении клинических исследований вопросники по СЗКЖ заполняют либо обученные для этого специалисты, либо сами пациенты. Первый способ требует определенных затрат, но обеспечивает соблюдение требований к заполнению, снижает степень ошибок и вероятность того, что будут пропущены какие-либо пункты.
Второй способ - заполнение вопросников пациентами - менее дорогостоящий, но допускает возможность пропусков пунктов и некорректных ответов. При этом вопросник должен быть специально адаптирован для самостоятельного заполнения лицом, не обладающим медицинскими знаниями, и использовать простые понятия и собственные выражения пациентов. Это облегчает решение задачи и качество полученных результатов.
Анкета должна содержать короткий перечень наиболее важных вопросов, тщательно отобранных и точно отражающих реальное влияние заболевания на качество жизни пациента.