Международный опыт в вопросах регулирования легального оборота наркотиков
Украина в вопросах легального оборота наркотических средств опирается и на международный опыт и законодательство в этой сфере. К числу достижений национального законодателя относят то обстоятельство, что Украина первой из стран СНГ согласовала внутреннее законодательство в сфере контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров с требованиями соответствующих конвенций ООН, что нашло свое отражение в принятии соответствующих законов. Приоритетным направлением международного сотрудничества в данной сфере определено заключение двусторонних и многосторонних договоров о правовой помощи, которых на сегодняшний день - более 60. Целевые соглашения и протоколы подписаны со всеми странами СНГ, Австрией, Польшей, Венгрией, Германией, Румынией, Словакией. На этом достаточно благоприятном фоне отметим очевидные недостатки системы государственного контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, ее несогласованность и внутреннюю противоречивость, особенно в местах соприкосновения с правовым регулированием фармацевтической деятельности [4,13.22].
Правовое регулирование этой сферы отражено в Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г., Конвенции ООН 1988 г. Международное право предопределяет характер многих правовых требований, которые должны быть отражены в национальном законодательстве [6,12.22].
В Конвенции 1961 г. были определены критерии, в соответствии с которыми то или иное вещество можно отнести к наркотическим. Что касается характеристики этих критериев, то их можно распределить на 3 группы: фармакологические, социальные и регуляторные, или юридические. Критерии 1-й группы являются наиболее четкими: вещество должно обладать определенными химическими свойствами; 2-й - набор признаков, расплывчато формулируемых как «социальная проблема» или нежелательные последствия для социума. Критерии 3-й группы - юридические, являющиеся производными 1-й и 2-й групп - наиболее субъективные и спорные. Согласно этим критериям, подлежащим специальному контролю считается препарат или вещество, занесенный в официальные перечни [6].
Конвенция о психотропных веществах устанавливает международную систему контроля над такими веществами, как галлюциногены, стимулирующие седативно-гипнотические вещества (в основном синтетического происхождения), барбитураты, а также снотворные, транквилизирующие и анальгезирующие (обезболивающие) средства. Некоторые из этих веществ вообще запрещены к использованию, другие выдаются лишь по рецептам. В Конвенции зафиксированы положения, согласно которым рецепты должны выписываться в строгом соответствии с медицинской практикой, этикетки препаратов должны снабжаться указаниями об их употреблении и необходимыми предостережениями. Конвенция предусматривает меры против злоупотребления и указывает на необходимость лечения, реабилитации и социальной реинтеграции наркоманов. Предусмотрено также, что, в качестве альтернативы наказанию или дополнительно к нему, лица, злоупотребляющие психотропными веществами, могут быть подвергнуты принудительному лечению.
Суть Конвенции о психотропных веществах составляют также четыре списка веществ: Список №1 - группа галлюциногенов (ЛСД, ДМТ и др.), т.е. психотропные вещества,
обладающие очень опасными свойствами и имеющие сомнительное терапевтическое значение или не имеющие его вовсе. В отношении этих веществ применяются наиболее строгие меры контроля: в частности, в ст. 7 Конвенции предусмотрен полный запрет их использования, за исключением научных целей, крайне узких и жестко контролируемых (медицинских); предусматриваются специальное лицензирование и заблаговременные разрешения. Список №2 - стимулирующие вещества, имеющие очень ограниченное терапевтическое значение, а также определенные наркотические анальгетики, которые в медицине в терапевтических целях вообще не используются. Все эти вещества могут вызывать сильную зависимость, и в отношении них применяются те же меры контроля, что и для Списка №1. Список №3 - барбитураты (вещества, обладающие успокаивающим, противосудорожным и наркотическим действием), которые являются предметом злоупотребления, но вместе с тем полезны в терапевтическом отношении. Меры контроля те же, что и для списков №1 и 2, но применительно к этим веществам не требуется разрешения на импорт и экспорт. Список №4 - снотворные, транквилизирующие и анальгезирующие вещества, которые широко применяются в терапевтической практике, однако их используют и наркоманы. В отношении этих препаратов предусмотрен менее строгий контроль. На них, согласно Конвенции, распространяются требования, касающиеся выдачи рецептов в соответствии с научно обоснованной медицинской практикой [12].