Атоническая форма умственной отсталости
В то же время их интересы к играм, развлечениям недостаточно яркие и быстро угасающие. У большинства больных имеют место эмоции различной степени выраженности и избирательности. Аффективная жизнь более чем у половины детей сопровождается эпизодически выраженной возбудимостью, раздражительностью или истощаемостью.
В процессе своей хаотической активности они тащат любые предметы в рот. У части из них - гиперсексуальность, проявляющаяся «эксгибиционизмом» или мастурбацией. У 25% детей влечения расторможены, у меньшей части - ослаблены.
Речевое недоразвитие наблюдается у 25% больных. Редкое пользование речью из-за недостаточной активности встречается еще в 25%. Часть детей склонна к стереотипиям в речи и к эхолалиям. У всех детей имеются нарушения целенаправленности, темпа, содержательности речи (резонерство), а также нарушения произношения. Они очень часто обладают хорошим слухом и музыкальной памятью.
Недоразвитие моторики у 75% детей проявляется в том, что они не способны овладеть тонкими моторными навыками: самостоятельной едой, одеванием, застегиванием пуговиц, шнурованием, рисованием, письмом. Движения и действия могут быть значительно замедленны. У половины детей имеется неврологическая микросимптоматика, либо грубые очаговые поражения: парезы, гиперкинезы, апраксии. Мышечная гипотония очень распространена. Обнаруживаются признаки гипертензии, диспластическое строение тела.
Этиология. Для атонической формы типична наследственная отягощенность эпилепсией, психозами, психопатиями, хроническим алкоголизмом. Отмечаются серьезные соматические болезни матерей. Перинатальная патология отмечена почти у половины больных. Тяжелые заболевания (менингоэнцефалиты, дизентерия) или многократно повторяющиеся заболевания на первом году жизни наблюдаются у половины детей. В связи с различными вредностями в раннем возрасте может быть временная утрата навыков (регресс).
Психическое недоразвитие у 2/3 детей соответствует легкой, а у 1/3 - умеренной и тяжелой степени умственной отсталости. Грамоте смогли обучиться только 45% детей.
Итак, для атонической формы умственной отсталости типичны неспособность к психическому напряжению, колебание психического тонуса, резкое нарушение целенаправленной активности от аспонтанности до двигательного беспокойства, отсутствие планомерного поведения, апрозексия, нарушение тонкости эмоциональных реакций, неустойчивость аффективного фона, изменение инстинктов.
Неспособность к психическому напряжению является следствием поражения глубоких образований мозга. Отсутствие какого-либо плана - изменение активности (моторное беспокойство), крайняя непоследовательность, нецелесообразность и нелепость поступков, сочетание со стереотипиями, персеверациями, импульсиями - все это может быть объяснено поражениями функциональных мотивационных систем и систем, ответственных за познавательную деятельность. За наличие «эпилептогенного» очага говорят мышечная гипотония, вегетативно-трофические нарушения, ожирение, атрофические изменения в области желудочков мозга.
Случай болезни. Коля, 13 лет. Родился от пожилых родителей. Имеет двух взрослых здоровых сестер с высшим образованием. От 5-й беременности. Родился в асфиксии. На 3-й день перенес остановку дыхания.