Происхождение психического недоразвития
· Выраженная умственная отсталость: IQ от 20-25 до 35-40.
· Глубокая умственная отсталость: IQ ниже 20 или до 25.
Б. Сопутствующие нарушения адаптивного функционирования (т.е. несоответствие развития нормам, характерным для возрастной или социальной группы) проявляется, по меньшей мере, в двух из следующих областей: общение, самообслуживание, домашняя жизнь, социальные (межличностные) контакты, использование ресурсов общества, самоконтроль, учебные навыки, работа, досуг, состояние здоровья и безопасность.
Адаптивные навыки включают учет как сильных, так и слабых сторон личности в процессе адаптации.
. Коммуникация - понимание и выражение информации посредством символического поведения.
2. самообслуживание - туалет, умение правильно есть, о(раз)деться, опрятность.
. Возможность жить в домашних условиях - вести хозяйство, бережно относиться, уметь готовить, планировать и вести бюджет, соблюдать правила безопасности дома.
. Социальные навыки - навыки взаимодействия с окружающими, предполагающее умение вступать в беседу, адекватно реагировать на замечания, чувствовать настроение собеседника, регулировать свое поведение.
. Умение жить в микросреде - умение передвигаться, делать покупки, пользоваться услугами различных служб (в том числе медицинской), пользоваться общественным транспортом и местами общественного пользования: школами, библиотеками, парками.
. Самонаправленность личности - умение делать выбор, учиться планировать свои действия, следовать плану, инициировать виды деятельности, адекватные месту, условиям, искать и находить в случае необходимости помощь.
. Здоровье и безопасность - умения, связанные с охраной здоровья: правильно питаться, своевременно распознавать наступление болезни, грамотно принимать лекарства.
. Функциональная успеваемость - интеллектуальные способности и навыки, связанные с обучением, имеющие отношение к жизни: письмо, чтение, основные математические понятия, естествоведческие знания.
. Проведение досуга - умение разнообразить досуг (самостоятельно и совместно), отражающий личные предпочтения.
. Работа - навыки, связанные с возможностью работать полный/неполный день. Для диагностических целей определяется уровень адаптации. Основная идея заключается в том, что адаптивное поведение является типичной, повседневной деятельностью, а не способностью. Если индивиды с умственной отсталостью могут заниматься определенной деятельностью, но не делают этого, у них обязательно ухудшается адаптивное функционирование.
В. Возраст начала расстройств - до 18 лет.
Д.Н. Исаев предложил следующее определение: «Психическое недоразвитие (умственная отсталость) - совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости; они проявляются в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта».