Профилактика
Заключение
Нарушение осанки помимо значительного косметического дефекта нередко сопровождается расстройствами внутренних аргонов. У детей с нарушениями осанки, как правило, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижена жизненная емкость легких, уменьшены колебания внутригрудного давления. Эти изменения неблагоприятно отражаются на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем: снижается их физиологические резервы, и нарушаются адаптационные возможности организма.
Слабость мышц живота и его прочное положение приводит к нарушению нормальной деятельности органов брюшной полости, в частности желудочно-кишечного тракта.
Снижение рессорной функции позвоночного столба у людей с плоской спиной приводит постоянным микротравмам головного мозга во время различных движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, и нередко и головными болями. Помимо неврологических расстройств такие дефекты осанки резко уменьшают устойчивость позвоночного столба к различным деформирующим воздействиям, способствуют развитию в нем патологических деформаций, компенсирующих уменьшение или отсутствие физиологических изгибов.
При нарушениях осанки мышцы ослаблены, физическая работоспособность их понижена. Исключением может составлять лишь круглая спина. При этом дефекте осанки мускулатура обычно хорошо развита, но ярко выражен «перевес» силы мышц-сгибателей.
Таким образом, различные нарушения осанки, хотя и являются функциональными расстройствами опорно-двигательного аппарата и не считаются в полном смысле этого понятия заболеваниями, однако, сопровождаясь нарушениями функции нервной системы и ряда внутренних органов, делают организм более подверженным целому ряду заболеваний, и в первую очередь заболеваниям позвоночного столба.[4, 6]
Приложение
Приложение А
Упражнения, способствующие расширению грудной клетки,
Сближению лопаток, общей коррекции положения позвоночника.
-е упражнение. Построение, равнение, ходьба с движениями рук (круговыми движениями, хлопками над головой, по переменным выносом рук вверх).
-е упражнение. И. п. - стоя, руки К плечам. Вытягивание рук вверх - вдох, опускание в и. п. - выдох (3-4 раза).
-е упражнение. И. п. стоя, руки вдоль тела. Отведение рук назад с легким прогибом в грудном отделе позвоночника и одновременным отставлением ноги назад на песок - вдох; возвращение в и. п. - выдох (3 раза каждой ногой).
-е упражнение. И. п. - стоя, руки на голове, пальцы переплетены. Вытягивание рук вверх («потягивание») и возвращение в и. п. (3-4 раза).
-е упражнение. И. п. - стоя, гимнастическая палка в опущенных руках. Полуприседание с подниманием рук вперед до горизонтального уровня и возвращение в и. п. (4-5 раз).
-е упражнение. И. п. - стоя, палка на лопатках. Наклон вперед с вытягиванием рук вверх (вынос палки) и возвращение в и. п. (2-3 раза). Дыхание произвольное.
-е упражнение. И. п. - стоя, руки перед грудью. Разведение рук в стороны - вдох, возвращение в и. п. - выдох (3-4 раза).
Упражнения, увеличивающие подвижность грудного отдела позвоночника, корригирующие кифоз, укрепляющие мышцы спины.
-е упражнение. И. п. -лежа па спине, руки вдоль тела, ноги полусогнуты. Поднимание таза с переходом в положение «полумост» - вдох, опускание таза - выдох (3-4 раза).
-е упражнение. И. п. - лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах. Прогибание позвоночника в грудном отделе с опорой на локти - вдох, опускание грудной клетки - выдох (4 раза).
-е упражнение. И. п. - лежа па животе, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на предплечья, прогнуть корпус в грудном отделе - вдох, возвратиться в и. п. - выдох (2-3 раза).
-е упражнение. И. п. - лежа на животе, руки на поясе. Разгибание корпуса с попеременным разгибанием ноги в тазобедренных суставах - вдох, возвращение в и. п. - выдох (3-4 раза).
-е упражнение. И. п. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, фиксируют на лопатках гимнастическую палку. Разгибание корпуса через гимнастическую палку (2-4 раза). Дыхание произвольное.
-е упражнение. И. п. - стоя на четвереньках. Попеременное вытягивание левой руки и правой ноги и возвращение в и. п. То же другой ногой и рукой. При вытягивании руки - вдох (2-3 раза каждой рукой).